МБДОУ Детский сад №10 Орлёнок

Рабочая программа (средняя группа)

 6b58f07a93f1ee8e8e87729248d8addf.jpg


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Орленок»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

На среднюю группу

составлена на основе примерной основной образовательной программы

«От рождения до школы»

 под ред. Н. Е.Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

срок реализации программы  2016-2017гг.

 

                                                                                         Разработали: Юрченко О.Н., воспитатель

Синюкова И.В., воспитатель

 

 

 

 

 

                                                        2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………………    3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………    3

1. 2 Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ………………………..4

1.3 Принципы и подходы в организации образовательногопроцесса…………………. 5

1.4 Возрастныеи индивидуальные особенности контингента детей средней группы……...6

1.5 Планируемые результаты освоения Программы в средней группе на конец

2015/2016 уч.г…………………………………………………………………………………….9

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ   ……………………………………………………………15

2.1. Содержание педагогической работы……………………………………………………..15

2.2. Особенности организации образовательного процесса в среднейгруппе…………….31

2.3. Формы, способы, методы и средствареализации программы…………………………42

2.4. Традиционныемероприятия   средней группы………………………………………….52

2.5. Взаимодействие с родителями(законными представителями)воспитанников……….52

2.6.  Перспективное тематическоепланирование……………………………………………55

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ…………………………………………………………133

3.1Предметно развивающая среда в средней группе……………………………………....133

3.2Материально-техническое обеспечение средней группы……………………………...138

3.3Учебно-методические обеспечения средней группы…………………………………...139

3.4 Режимдня в средней группе……………………………………………………...............140                                

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1            Пояснительная записка

 

Закон «Об образованиив РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновлениясодержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку наличностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширениекругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной исовместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Содержаниерабочей программы средней группы (далее Программа) составлено с учетомпринципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных вФедеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1)                 полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)детского развития;

2)                 построение образовательной деятельности на основеиндивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становитсяактивным в выборе содержания своего образования, становится субъектомобразования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3)                 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признаниеребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)                 поддержка инициативы детей в различных видахдеятельности;

5)                 сотрудничество ДОУ с семьей;

6)                 приобщение детей к социокультурным нормам, традициямсемьи, общества и государства;

7)                 формирование познавательных интересов и познавательныхдействий ребенка в  разных видах детскойдеятельности;

8)                 возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)                 учет этнокультурной ситуации развития детей.

Программапостроена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей иособенностей развития детей средней группы. Создание индивидуальнойпедагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиямифедеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовуюоснову для разработки данной Программы составили:

•       основная образовательная программа дошкольного образовательногоучреждения

•       Закон об образовании 2013 - федеральный закон от29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

•       Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

•       Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательнымпрограммам - образовательным программам дошкольного образования»

•       ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Обутверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требованияк устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательныхорганизаций".

Общие сведения о группе

Среднею группу посещают 22 ребенка, из них 8 девочек и 14 мальчиков .

 

1.2            Цель и задачи Программыв средней группе

 

Ведущие цели Программы — формированиеоснов базовой культуры личности ребенка 4-5 лет, всестороннее развитие психическихи физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальнымиособенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечениебезопасности жизнедеятельности дошкольника средней группы.

Особое внимание в Программеуделяется развитию личности ребенка 4-5 лет, сохранению и укреплению здоровьядетей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

·         патриотизм;

·         активнаяжизненная позиция;

·         творческий подходв решении различных жизненных ситуаций;

·         уважение ктрадиционным ценностям.

Эти целиреализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,музыкально-художественной, чтения.

Для достиженияцелей Программы первостепенное значение имеют:

·         забота оздоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

            всестороннем развитии каждогоребенка;

·         создание в группеатмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяетрастить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимисяк самостоятельности и творчеству;

·         максимальноеиспользование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышенияэффективности воспитательно-образовательного процесса;

·         творческаяорганизация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

·         вариативностьиспользования образовательного материала, позволяющая развивать творчество всоответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

·         уважительноеотношение к результатам детского творчества;

·         единство подходовк воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

·         отсутствиедавления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задачвоспитания детей 4-5 лет возможно только при систематической и целенаправленнойподдержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная спервых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

 1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса средней группы

 

В Программе на первый планвыдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становлениеличности ребенка4-5 лет и ориентирующая педагога на его индивидуальныеособенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольноговоспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признаниисамоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позицияхгуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннееразвитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а такжеспособностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткаярегламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

 Развитие в рамкахПрограммы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образованиядетей. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципаобеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняетнедостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образованиерассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентамчеловеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа :

·         соответствуетпринципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

·         сочетает принципынаучной обоснованности и практической применимости ,

·         соответствуеткритериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленныецели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

·         обеспечиваетединство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процессаобразования детей 4-5 лет, в ходе реализации которых формируются такиекачества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

·         строится с учетомпринципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастнымивозможностями и особенностями детей 4-5 лет, спецификой и возможностямиобразовательных областей;

·         основывается накомплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

·         предусматриваетрешение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого идетей 4-5 лет, самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамкахнепосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимныхмоментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

·         предполагает построение образовательного процесса в средней группе на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми 4-5 лет и ведущим видом их деятельности является игра;

 

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей средней группы

Социально-коммуникативное развитие

К четыремгодам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: онпроявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится кобщению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникаютличные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказатьпомощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональномконтакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх,удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьмииспользует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы идвижения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик»,«Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет  -самостоятельность  («Я сам», «Я могу»).Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть,одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки ит.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеютповерхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью,кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

 К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека,для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действиявзаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игрыдети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанныхдействий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. К  5 годам  у  детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками,осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способывзаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения дляудовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческихотношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого,сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей  формируется  потребность в  уважении  со стороны  взрослого,   для них  оказывается  чрезвычайно важной  его  похвала. Это  приводит  к их  повышенной  обидчивости на  замечания.  Повышенная обидчивость  представляет  собой возрастной  феномен.Совершенствуется  умение  пользоваться установленными  формами   вежливого  обращения.

В игровойдеятельности  появляются  ролевые взаимодействия.  Они указывают  на то,  что  дошкольники начинают  отделять  себя от  принятой  роли. В  процессе  игры роли  могут  меняться. В  этом возрасте  начинают появляться  постоянные партнеры  по игре.  В  общую игру  может  вовлекаться от  двух  до пяти  детей, а продолжительностьсовместных  игр  составляет в среднем  15-20 мин.

Ребенокначитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в общественормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убратьигрушки, правила игры и т. п.)  -  проявление произвольности.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции вдвижении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний,настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразиемспособов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия.Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основенравственных поступков.

Познавательное развитие

взрослым,неустойчиво, кратковременно. Осознает свою  половую  принадлежность. Возникает  новая форма  общения  со взрослым – общение  напознавательные темы,  которое  сначала включено  в  совместную со  взрослым  познавательную  деятельность.

Уникальностьречевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот периодребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловойстороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход отисключительного господства ситуативной (понятной только в конкретнойобстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной отнаглядной ситуации) речи.  Овладение  родным языком  характеризуется  использованием  основных грамматических  категорий  (согласование,  употребление их  по  числу, времени  и т.д.,  хотя  отдельные ошибки  допускаются)  и словаря  разговорной  речи. Возможны  дефекты  звукопроизношения.

В развитиипознавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средстваориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок  активно использует  по назначению  некоторые  бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители  и  словесные  обозначения объектов  в  быту, игре, общении.  Формируются  качественно новые  свойства  сенсорных процессов:  ощущение  и восприятие.  В  практической деятельности  ребенок  учитывает свойства  предметов  и их  назначение:  знает название  3-4  цветов и  2-3  форм; может  выбрать  из 3-х  предметов  разных по  величине  «самый большой».  Рассматривая  новые предметы (растения,  камни  и т.п.)  ребенок не  ограничивается  простым зрительным  ознакомлением,  а переходит  к  осязательному,  слуховому и  обонятельному  восприятию. Важную  роль  начинают играть  образы  памяти. Память  и  внимание ребенка  носит  непроизвольный,  пассивный  характер.  По  просьбе взрослого  ребенок  может запомнить  не  менее 2-3 слов  и  5-6 названий  предметов.  К 4-м  годам  способен запомнить  значительные  отрывки из  любимых  произведений..  Рассматривая объекты,  ребенок  выделяет один,  наиболее  яркий признак  предмета,  и ориентируясь  на  него, оценивает  предмет  в целом.  Его  интересуют результаты  действия,  а  сам  процесс достижения  еще не  умеет прослеживать.

Конструктивная   деятельность   в 3-4  года  ограничивается  возведением несложных  построек  по образцу   (из  2-3 частей) и  по  замыслу. Ребенок  может  заниматься, не  отрываясь,  увлекательным для  него  деятельностью в  течение  5 минут. 

Речевое развитие

Владение речью как средством общения и культуры

Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задаватьвопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать особытиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональноесостояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложитьпомощь, уговорить).

Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебиваясобеседников.

Использование средств интонационной речевой выразительности (силаголоса, интонация, ритм и темп речи).

Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, приразрешении конфликтов.

Освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте,добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, довстречи, до завтра); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешитепройти; дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо; большое спасибо), обиды,жалобы.

Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической имонологической речи

Использование в речи полных, распространенных простых с однороднымичленами и сложноподчиненных предложений для передачи временн[ас]ых,пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов иприставок при словообразовании; правильное использование системы окончанийсуществительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания;использование детьми вопросов поискового характера (почему? Зачем? Для чего?);составление описательных из 5—6 предложений о предметах и повествовательныхрассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительнойречи.

Развитие речевого творчества

Сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составлениеописательных загадок об игрушках, объектах природы.

Обогащение активного словаря

Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, изкоторых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых существи сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов(кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства икачества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов(мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро,солнечно и др.); слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения(игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этихобобщений существенные признаки (живые организмы — растут, размножаются,развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления ихранения пищи и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Освоение произношения свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведениефонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно,в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируяинтонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержаниястихотворения.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылкиобучения грамоте

Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи;представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными икороткими; сравнение слов по протяженности;    освоениеначальных умений звукового анализа слов:

самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первыйзвук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем —по представлению).

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

Проявление   интереса        к слушанию литературных произведений.

Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений,воспроизведение текста по иллюстрациям.

 

Художественно-эстетическоеразвитие

Происходят следующие изменения:

овладение сенсорными эталонами, которыепомогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, нои развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения,предпочтения);

обогащение содержания творческойдеятельности;

овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественноеизменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляетсобственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя,вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычносчитается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В этовремя для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму,композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес кдетализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимаятематика у мальчиков и девочек.

 

Физическое развитие

Ребеноквладеет основными жизненно важными движениями (ходьба,  бег,  лазание, действия  с  предметами). Возникает  интерес  к определению соответствия движений  образцу.  Дети испытывают  свои  силы в более сложных  видах деятельности, но  вместе  с тем  им  свойственно неумение соизмерять свои силы сосвоими  возможностями.

Моторика  выполнения движений  характеризуется  более или  менее  точным воспроизведением  структуры  движения,  его фаз, направления  и т.д.  К  4-м годам  ребенок  может без  остановки  пройти по  гимнастической  скамейке, руки  в  стороны; ударять мяч  об  пол и  ловить  его двумя  руками  (3 раза  подряд);  перекладывать по  одному  мелкие предметы  (пуговицы,  горошины и т.п. – всего  20  шт.)  с  поверхности стола  в  небольшую коробку  (правой  рукой).

Начинает  развиваться самооценка  при  выполнении физических  упражнений,  при этом  дети  ориентируются в значительной  мере  на оценку  воспитателя. Двигательнаяактивность становится целенаправленной, отвечает индивиду

13 ноября 2016 в 23:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.