МБДОУ Детский сад №10 Орлёнок

Памятка "Что такое коррупция"

 Информационная памятка

«Что такое коррупция?»

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Понятие взятки

В соответствии с действующимизаконодательством предметом взяточничества (статьи 290291 и 291.1 УК РФ) икоммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду сденьгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказаниеуслуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услугимущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу вкачестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его отимущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженнойпроцентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимостипредоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи,передача имущества, в частности автотранспорта, для его временногоиспользования, прощение долга или исполнение обязательств перед другимилицами).

Имущественные права включают в свой составкак право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иныеправа, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результатыинтеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получениевзятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных правпредполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступитьво владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требоватьот должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

(п. 9 Постановления Пленума ВерховногоСуда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве иоб иных коррупционных преступлениях»)

2. Понятие незаконного вознаграждения

В соответствии со ст. 19.28 КоАП РФ поднезаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконныепередача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лицадолжностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой илииной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицупубличной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества,оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных правза совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом,выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации,иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международнойорганизации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебнымположением.

3. Понятие покушения на получение взятки

Если условленная передача ценностей несостоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых былинепосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следуетквалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничествово взяточничестве или коммерческий подкуп.

(п. 12 Постановления Пленума ВерховногоСуда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве иоб иных коррупционных преступлениях»)

4. Понятие вымогательства взятки

Под вымогательством взятки (пункт "б"части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б"части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица илилица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации,дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе,сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинитьвред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицовынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредныхпоследствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушениеустановленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

(п. 18 Постановления Пленума ВерховногоСуда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве иоб иных коррупционных преступлениях»)

5. Понятие посредничества во взяточничестве

Посредничество во взяточничестве (часть 1статьи 291.1 УК РФ), т.е. непосредственная передача взятки по поручениювзяткодателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю вдостижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки взначительном размере.

6. Участие родственников в получениивзятки

Если имущественные выгоды в виде денег,иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близкимдолжностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого ииспользовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действиядолжностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

 

2. ОБЯЗАННОСТЬ УВЕДОМЛЯТЬ ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ВЦЕЛЯХ СКЛОНЕНИЯ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В соответствии со ст. 9 Федеральногозакона РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителянанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органыобо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его ксовершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целяхсклонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев,когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной(служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным илимуниципальным служащим указанной должностной (служебной) обязанности, являетсяправонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальнойслужбы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальныйслужащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органыпрокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целяхсклонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершениядругими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений,непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполныхсведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,находится под защитой государства в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.

Порядок уведомления представителянанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственногоили муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений,перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этихсведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителемнанимателя (работодателем).

 

3. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

В соответствии со ст. 10 Федеральногозакона РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» подконфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящемФедеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность(прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет илиможет повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностейи при которой возникает или может возникнуть противоречие между личнойзаинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами изаконными интересами граждан, организаций, общества или государства, способноепривести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций,общества или государства.

Под личной заинтересованностьюгосударственного или муниципального служащего, которая влияет или можетповлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей,понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим приисполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег,ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественныхправ для себя или для третьих лиц.

 

4. ПОРЯДОК ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯКОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

В соответствии со ст. 11 Федеральногозакона РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущениюлюбой возможности возникновения конфликта интересов.

Государственный или муниципальный служащийобязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника овозникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как толькоему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему сталоизвестно о возникновении у государственного или муниципального служащего личнойзаинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов,обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулированиеконфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебногоположения государственного или муниципального служащего, являющегося сторонойконфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных(служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его отвыгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликтаинтересов, стороной которого является государственный или муниципальныйслужащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного илимуниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.

Непринятие государственным илимуниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер попредотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением,влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственнойили муниципальной службы в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.

В случае, если государственный илимуниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паямив уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целяхпредотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги,акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) вдоверительное управление в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.

 

5. ДЕЙСТВИЯ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТБЫТЬ ВОСПРИНЯТЫ ОКРУЖАЮЩИМИ КАК СОГЛАСИЕ ПРИНЯТЬ ВЗЯТКУ ИЛИ КАК ПРОСЬБА О ДАЧЕВЗЯТКИ

Поведение, которое может восприниматьсяокружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо каксогласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемымдля государственных служащих, поскольку заставляет усомниться в егообъективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системыгосударственного управления в целом.

Для предупреждения подобных негативныхпоследствий лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации,государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальныедолжности, должности государственной службы, должности муниципальной службы,должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социальногострахования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинскогострахования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основаниифедеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора ворганизациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральнымигосударственными органами (далее - служащие и работники), следует уделятьвнимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, инымигражданами и, в частности, воздерживаться от поведения, которое можетвосприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо каксогласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

В целом ряде случаев совершение служащим иработником определенных действий не только приводит к возникновению конфликтаинтересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку.Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:

- служащий или работник ведет переговоры опоследующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает илиможет извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;

- родственники служащего или работникаустраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или можетизвлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);

- родственники служащего или работникасоглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает илиможет извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.

Служащим и работникам необходимовоздерживаться от употребления слов, выражений и жестов при взаимодействии сгражданами, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) одаче взятки.

К числу таких выражений относятся,например: "вопрос решить трудно, но можно", "спасибо на хлеб ненамажешь", "договоримся", "нужны более вескиеаргументы", "нужно обсудить параметры", "ну что делатьбудем?" и т.д.

Обсуждение определенных тем спредставителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгодазависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься какпросьба о даче взятки.

К числу таких тем относятся, например:

- низкий уровень заработной платыслужащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иныхнужд;

- желание приобрести то или иноеимущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

- отсутствие работы у родственниковслужащего, работника;

- необходимость поступления детейслужащего, работника в образовательные учреждения и т.д.

Определенные исходящие от служащих иработников предложения, особенно если они адресованы представителям организацийи гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматьсякак просьба о даче взятки. Это возможно даже в том случае, когда такиепредложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личнойвыгодой государственного служащего, работника.

К числу таких предложений относятся,например, предложения:

- предоставить служащему, работнику и(или) его родственникам скидку;

- воспользоваться услугами конкретнойкомпании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работв рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

- внести деньги в конкретныйблаготворительный фонд;

- поддержать конкретную спортивную командуи т.д.

Совершение служащим или работникомопределенных действий может восприниматься как согласие принять взятку илипросьба о даче взятки.

К числу таких действий, например,относятся:

регулярное получение подарков, дажестоимостью менее 3 000 рублей (если речь идет не о государственном гражданскомслужащем);

посещения ресторанов совместно спредставителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечьвыгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.

 

6. ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧУ ВЗЯТКИ ИНЕЗАКОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

 

Уголовный кодекс Российской Федерации

 

Статья 290 УК РФ. Получение взятки

1. Получение должностным лицом,иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международнойорганизации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иногоимущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера,предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) впользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия(бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно всилу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию),а равно за общее покровительство илипопустительство послужбе наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной допятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либопринудительными работами на срок до пяти лет с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размередвадцатикратной суммы взятки.

2. Получение должностным лицом,иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международнойорганизации взятки в значительном размере

наказывается штрафом в размере оттридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размеретридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом,иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международнойорганизации взятки за незаконные действия(бездействие) наказывается штрафом в размере от сорокакратной досемидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишениемсвободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммывзятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи,совершенные лицом, занимающим государственнуюдолжность Российской Федерации или государственную должностьсубъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления,наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратнойсуммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок отпяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первойтретьейчетвертой настоящей статьи,если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, наказываются штрафомв размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишениемсвободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и соштрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первойтретьейчетвертой и пунктами "а" и "б" частипятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, наказываютсяштрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюна срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати летсо штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания. 1. Значительным размеромвзятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодексапризнаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услугимущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пятьтысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей,особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом внастоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодексапонимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либодолжность в законодательном, исполнительном, административном или судебноморгане иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичнуюфункцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства илипубличного предприятия; под должностным лицом публичной международнойорганизации понимается международный гражданский служащий или любое лицо,которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

 

Статья 291 УК РФ. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу, иностранномудолжностному лицу либо должностному лицупубличной международной организации лично или через посредника -

наказывается штрафом в размере отпятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительнымиработами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет соштрафом в размере десятикратной суммы взятки.

2. Дача взятки должностному лицу,иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международнойорганизации лично или через посредника в значительном размере наказываетсяштрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либолишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратнойсуммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу,иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международнойорганизации лично или через посредника за совершение заведомо незаконныхдействий (бездействие) наказывается штрафом в размере от тридцатикратной дошестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет соштрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи,если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговоруили организованной группой;

б) в крупном размере, наказываются штрафомв размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюна срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет соштрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи,совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере отсемидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы насрок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммывзятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку,освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовалораскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательствовзятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступлениядобровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовноедело.

 

Статья 291.1 УК РФ. Посредничество вовзяточничестве

1. Посредничество во взяточничестве, тоесть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя иливзяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или)взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получениии даче взятки в значительном размере, -

наказывается штрафом в размере отдвадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размередвадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве засовершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом сиспользованием своего служебного положения наказывается штрафом в размере оттридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размеретридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве,совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговоруили организованной группой;

б) в крупном размере, наказывается штрафом вразмере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюна срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет соштрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве,совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом вразмере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью насрок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет соштрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничестваво взяточничестве наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной досемидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом вразмере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью насрок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размереот десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, являющееся посредникомво взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно послесовершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечениюпреступления и 

14 марта 2016 в 06:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.